?

Log in

No account? Create an account
Контактно-аккумуляторные электровозы - просто невероятный человек-вагон [entries|archive|friends|userinfo]
просто невероятный человек-вагон

[ website | Петербургский метрополитен ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Контактно-аккумуляторные электровозы [Sep. 24th, 2014|01:27 pm]
просто невероятный человек-вагон
[Tags|, , , , , ]

Что в первую очередь приходит на ум при слове «электровоз»? В большинстве случаев, предположу я, сознание нарисует картинку железной дороги с несущимся локомотивом. Для кого-то это просто образ, атрибут стальных магистралей, а для кого-то это выливается в нечто конкретное в роде маститых грузовых ВЛ10 или элегантных чешских ЧС6. Но я хочу рассказать сегодня об электровозах метро.
bUCY6GrDSRo

Первая встреча с этими созданиями произошла у меня в возрасте 6-8 лет, когда однажды отец решил съездить погулять со мной в окрестности станции метро «Девяткино», за которой, как оказалось, было расположено крайне живописное электродепо «Северное». И говорить нечего какой восторг вызывали у меня виды салатово-синих вагонов метро, проходящих по парковым уличным путям . Но, спустя какое-то время, я был поражен еще больше - из-за березовых зарослей вдруг показалось нечто разрывающее шаблон: одиночный желто-бордовый вагончик с решетками вместо боковых окон. Что это такое я тогда не знал, да и узнать получилось не скоро - интернетов в семье не было, спросить было не у кого, но в памяти эта встреча осталась надолго. Году в 2008-м я нашел вот такой свой детский рисунок:
x_8df79da6
Так что же за звери такие?

История уходит корнями в 1960-е года. Советский союз не скупился на строительстве подземок - по всей стране открывались новые пусковые участки в больших городах, расширялась сеть в существующих подземках, велось проектирование новых метрополитенов. Росли нагрузки на электродепо, требования по качеству ремонта, искались способы оптимизации рабочих процессов. Взять, например, ситуацию с проведением маневров по депо - для перетаскивания вагонов с канавы на канаву использовались обычные линейные вагоны. Наличие пульта управления лишь в одном торце вагона усложняло работы, а мотовозы были слабоваты для таких операций. В 1964-м году в Ленинградском метрополитене появились 2 интересные новинки - контактно-аккумуляторные электровозы с наименованием ЭД (электровоз деповской). Правда, новинкой они были отчасти - за основу были взяты трофейные немецкие вагоны типа В4 из Берлина, честно отработавших в Московском метро после войны.
Эд-02

Переделка вагонов свелась к оборудованию вагонов второй кабиной управления и установкой комплекта аккумуляторных батарей, обеспечивавших автономную работу электровоза в течение 7-8 часов. Возможность движения при отсутствии напряжения в контактном рельсе позволяет этим машинам выполнять роль грузовиков, развозящих тяжелые грузы и оборудование по тоннелям метрополитена в ночные окна.
Эд_салон

Производить маневры теперь стало удобнее, метрополитен получил самоходную служебную единицу, но долго эти машины не проработали ввиду не очень высокой надежности. Уже в середине 1970-х электровозы не использовались и стояли без дела в депо «Автово». След электровоза №2 теряется с конца 1980-х годов, а электровоз №1 по-прежнему жив, но несколько в ином виде..

В начале 1970-х годов на базе линейных вагонов типа Д было построено 7 новых электровозов, получивших обозначение Эк/а - электровоз контактно-аккумуляторный, причем нумерацию присвоили с цифры 3, так как по-прежнему на балансе числились 2 старых электровоза. Испытание электровозов проводилось в свежепостроенном электродепо «Московское» за станцией «Купчино».
img495

Все 7 электровозов на базе вагонов типа Д проработали достаточно долго и 4 машины по-прежнему еще в строю. С годами электровозы были дооборудованы железнодорожной сцепкой СА-3, что позволило им осуществлять сцеп с обычными железнодорожными вагонами.
ЭД-09

Учитывая моральное устаревание электровозов, а также износ физический (вагоны-то за основу брались старые), в 1992-м году в инициативном порядке ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е.Егорова (известный далее как ЗАО «Вагонмаш») строит 2 новых электровоза модели 81-580 в кузовах серийно изготавливаемых в то время вагонов 81-717/714. Взять обычный головной вагон и устроить ему вторую кабину было не так просто! Головные вагоны 717-ой модели были лишены двери на торце, в то время как особенности работы и обслуживания электровозов требуют ее наличия. В конечном итоге получившиеся машины стали походить на промежуточные вагоны, но с комплектом фар и фонарей. Примечательно, что в момент создания новых электровозов старые вагоны типов Ем/Еж3 уже серийно не выпускались, ровно как и не выпускались фары к ним. Вопрос размещения световой аппаратуры решили одновременно просто и гениально - использовали фарные блоки от головных 717-х вагонов, органично вписав их в гофрированную обшивку торца по обе стороны от торцевой двери.
eka-03

Электровозы получили обозначение ВЭКА-001 и ВЭКА-002 и поступили для опытной эксплуатации в метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению машины не прижились, постоянно выходили из строя. На данный момент московский электровоз используется в качестве хозяйственного помещения в электродепо Калужское, а след петербургского вагона вообще загадочно теряется после 2002 года - электровоз с баланса метрополитена исчез...

В 1995 году было построено еще 2 контактно-аккумуляторных электровоза модели 81-580.1. На этот раз для нужд Тегеранского метрополитена. В отличии от ранее выпущенных вагонов модели 81-580 тегеранские электровозы не имели торцевых дверей и оба торца электровозов были выполнены по аналогии с базовыми головными вагонами модели 81-717. Также, как и пассажирские вагоны модели 81-570/571, предполагаемые для поставки в Тегеран, электровозы получили тогда ярко-зеленую окраску кузовов, в то время как обычно их красили исключительно в оранжево-бордовые цвета.
81-580.1_3

Несмотря на то, что пассажирские вагоны из Тегерана были возвращены на завод в связи с отказом от приобретения, электровозы все-таки были оставлены в метрополитене Иранской столицы - дальнейшая судьба их неизвестна.

Уже в 2002-м году петербургское метро озадачилось вопросом обновления электровозного парка - в результате чего завод «Вагонмаш» на основе опыта былых лет построил новый электровоз модели 81-581 с асинхронным тяговым приводом. По сути, это был первый стабильно работающий вагон с АТД в петербургском метрополитене! Электровоз Эк/а-01 поступил в депо «Автово», где по сей день и работает.
Эка01_8

Давай заглянем внутрь! Непривычен взгляду салон - тут сплошные аккумуляторы и находиться в этом отсеке при движении строжайше запрещено!
Кстати на аккумуляторном ходу вагон не такой-то уж и резвый - больше 20-30 км/ч ему не разогнаться.
Эка-02_салон

А вот кабина электровоза, очень похоже на вагон типа Ем, только пневматических крана 2!
Эка-01

В 2005 году был построен похожий электровоз и для Казани, готовящейся к открытию первой очереди своего метрополитена. ЗАО «Вагонмаш» помимо 5 четырехвагонных составов модели 81-553.3/554.3/555.3 изготовило контактно-аккумуляторный электровоз модели 81-581.3. Особенностью вагона является факт его переоборудования из опытного вагона модели 81-561 «Ретор» №11342, который в свою очередь является переоборудованным вагоном типа Ем №3748. Таким образом, сперва вагон имел одну кабину, затем в 2003-м году ее лишился, а в 2005-м приобрел вновь и сразу две. Электровоз 81-581.3 в настоящее время эксплуатируется в депо Аметьево казанского метрополитена.
10297

Обратите внимание на его борта - где-то два, а где-то три гофра в верхнем поясе. Это всё следы многократного переоборудования вагона. Отдельное спасибо хочется сказать Андрею Комарову, поделившегося фотографией этого белобрысого чуда!

Постепенно списывая старые электровозы на базе вагонов типа Д, в 2008-м году Петербургский метрополитен продолжил закупку новых электровозов - после списания Эк/а-08 в эксплуатацию поступил электровоз модели 81-581, изготовленный фирмой «Метроинжиниринг» с использованием кузова №10356, построенного на ЗАО «Вагонмаш в октябре 2006 года». Постройка электровоза велась на 40-й канаве ТЧ-1 «Автово». В отличие от Эк/а-01 на кузове нового электровоза, получившего обозначение Эк/а-02, отсутствуют декоративный молдинг и водоотводной капельник.
Эка-02 (2)

А вот электровоз набирается сил - заряжается!
Эка-02

В 2009-м году обновление было продолжено - в ТЧ-3 «Московское» поступило 2 электровоза модели 81-581, построенных ООО «Метроинжиниринг». В отличие от Эк/а-02 новые машины были построены в кузовах ОАО «Метровагонмаш», лишившись фарных блоков 717-ой модели. Пожалуй, самые страшные электровозы, на мой взгляд. Мелкие фарки, как поросячьи глазки, совсем не украсили машину.
Эка-004_2

Эка-004

Также интерьеры новых электровозов перестали облицовывать слоистым пластиком - только окрашенная стальная обшивка кузова.
Эка-004_салон

Эка-004 (2)
Бронеборт!

Ход времени не остановить, в течение 5 лет уйдут оставшиеся электровозы типа Д в Петербурге, а на смену им придут новые, но, мне кажется, уже лишенные своего шарма.

Помимо Петербургского и Казанского метрополитена свои электровозы имеет и Киевская подземка, но это другая история, которую лучше меня наверно расскажет уважаемый коллега tov_tob. Ну а вам, друзья мои, спасибо за внимание!

P.S. Электровозы-старички на базе старых вагонов не так давно поменяли обозначение с Эк/а на ЭД, за что их работники депо стали называть ласково «Эдиками» =)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: 1kot
2014-09-24 10:34 am (UTC)

Спасибо

Молодец, хорошо рассказал - показал.
Ну и с Днём рождения (с запозданием, извини!)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 01:04 pm (UTC)

Re: Спасибо

Ничего страшного, спасибо за поздравление и внимание!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: samiznaetekto
2014-09-24 11:29 am (UTC)
Димка, гениально! ну, как всегда ж гениально.

поржал только вот над тем, что в 1997 не было интернета. ну как тебе сказать... я в 1997 году уже рисовал первые проекты "Подземки Петербурга", в 1999 появилось нечто, ну а в 2001 она появилась уже на работающим и сегодня адресе. ну это так, занудствую.

а просьбу можно? хотеть букву М сфотографированную на фоне неба и крупно. я про



ну и раз пошла такая пьянка: а что стало с Иранским составом? чёто я забыл((

и да, фарки на крайнем электровозе убожищны((
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 12:44 pm (UTC)
И смеяться тут нечего! Интернета в 1997-м не было...у меня!) А если б был, то...была бы совсем другая история. Когда я дорвался до сети году в 2004-м, что было! Ууу! Сайт Тоника, твой, сайт Димы Аксенова метроворлд. Как-будто жил с жаждой все это время и нашел наконец-то колодец с водой!

По поводу Эмки - ты имеешь ввиду конкретно ту, что в депо или вообще?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: samiznaetekto
2014-09-24 12:46 pm (UTC)
оу, как же приятно чувствовать себя аксакалом и саксаулом)))

ну вот ЭТА эмка мне больно нравится. а где ещё есть такие же?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 01:05 pm (UTC)
Есаул, есаул, что ж ты бросил коня.. =)

Надо дома будет поглазеть - в каких-то депо еще есть на административно-бытовых комплексах.

Эту, автовскую, я вроде еще фоткал.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 01:21 pm (UTC)
Да, по иранским ребяткам.

Там мутная история очень, известно по-крайней мере, что был контракт, по которому Вагонмаш построил в общей сложности 14 вагонов (4 башки и 10 промежуточных вагонов), не считая электровозы. Первая сплотка - 1993 год, вторая - 1995-ый.

Даже фотографии были перегрузки вагонов в порту Петербурга.
отгрузка в порту
Насколько я помню, сухогруз с вагонами второй сплотки попал в леденящий душу шторм и часть вагонов слегонца пострадало - были выбиты окна, вогнуты внутрь алюминиевые двери. Тем не менее, вагоны второй партии, 6 штук и 2 электровоза забрали тегеранцы и даже закатнулись по строящейся линии.

Короче говоря, надо было куда-то было сбагрить первую сплотку - вагоны перекрасили и продали Москве. Головы 10188-10189, которые ходят по Люблинке, еще могут напомнить о иранском прошлом - у них фарки сверху на белом фоне!

Edited at 2014-09-24 01:40 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tov_tob
2014-09-24 12:22 pm (UTC)
Крутой обзор. Очень классно вписали фары с 717-х.
З.Ы. С прошедшим Денриком! ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 01:05 pm (UTC)
Спасибо, Олег!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: zhuravkov
2014-09-24 02:55 pm (UTC)
контактно-аккумуляторный электровоз - сильная штука.
на меня когда-то оказал мощнейшее впечатление. прикинь, 90-е годы, станция Площадь Мужества, метрофорума еще нет, и я более чем половину - тупо не знаю, интерес неудовлетворенный к метро - огромный, и тут выкатывает из тоннеля электровоз на базе немецкого вагона, я считаю двери, вижу детали, и у меня выпучиваются глаза и срывает крышу!
тебе, специалисту, это, конечно, не так, а мне - каждая встреча с ЭКА отдает неким таким внезапным приобщением к тайне)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-24 05:55 pm (UTC)
У меня также. поверь. Каждая встреча с эка, как событие.

Неужели еще в 1990-х немецкие электровозы работали? Ты не путаешь? Можешь все-таки Дэшки?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: zhuravkov
2014-09-24 08:25 pm (UTC)
во время Размыва, вторая половина срока, он вытаскивал на станцию платформы с кембрийской глиной. гладкие бока, окна на морде не трапецией, а прямоугольные, не такие прямоугольно-закругленные, как у ЭКА на базе Д, угловатые, весь он был какой-то не такой, совсем древний и с многочисленными деревянными частями. дверей, насколько помню, было меньше.
конечно, всегда я оставляю внроятность, что ошибался, или частично память совершает подмену. если тебе известно дата списания электровозов на базе немецких, и она раньше размыва, значит, у меня ложная память.

еще такое помню: год примерно 93-94, на МПЛ составы их вагонов Д, вдруг приехал состав очень грязный весь какой-то, и в одном из вагонов линкруст - грязно-голубой, без малейших следов желтой краски.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arseeny
2014-09-24 05:55 pm (UTC)
Прям такие Человек-Вагон-Писатель.
Прочитал на одном дыхании!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shaumann
2014-09-25 12:00 pm (UTC)
Слу, а как заряжается ЭКА? я из фото не понял. От контактного рельса или ус бросают?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-25 03:34 pm (UTC)
Достойный вопрос!
Надо будет ентот процесс заснять детальнее.
Конташки-то в депо нет. Провод кидают и подставляют вентилятор к одному из торцов для проветривания, посмотри как забавно это в Серверном выглядит!)

Слоник
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaumann
2014-09-25 04:21 pm (UTC)
Точно, забыл, что контактного нет в депо.
Вентилятор прекрасен. На вдув же работает, чтобы пары от аккумуляторных банок, если чо, по всему ТЧ не разгонять?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nomernoy
2014-09-25 06:06 pm (UTC)
Да, вытяжка, как на кухне!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tiranozavrrex
2014-12-14 05:24 pm (UTC)
Интересно, я не знал про такие электровозы в метро. а процесс охлаждения при зарядке вообще потрясает!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: argonov
2014-12-14 10:43 pm (UTC)
а по-моему самые страшные были немецкие. серые, с негофрированной поверхностью, деревенской крышей, как будто предназначенные возить евреев в освенцим
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: manzal
2016-07-13 08:06 am (UTC)
Хороший постец
Жаль раньше его не увидел
(Reply) (Thread)